Бизнес Фаст-Фуд

Доходность малого фастфудовского бизнеса (уличная “подкормка” населения сахарной ватой, хот-догами и/или шаурмой, чебуреками и т.д., и т.п.) просто ошеломляющая. При удачном течении дел все первоначальные затраты могут окупиться буквально за ОДИН квартал.

К этим вступительным затратам относятся:

1) оформление разрешительных документов ($50-$300);

2) приобретение оборудования ($100-$500);

3) закупка сырья (мясо, мука, сахар, и пр.).

Многие начинали такой бизнес вообще не имея собственного начального капитала: заняли денег у соседа, а через две недели вернули. Теперь эти люди владеют сетями ресторанов быстрого обслуживания или предприятиями по производству фастфудовского оборудования.

Например, установка для приготовления хот-догов стоит от 2500 грн., плюс все прочие вышеперечисленные расходы. Получается 8000 грн. Если удачно выбрать место, аппарат и все прочие “вливания” окупятся буквально за несколько недель. Считаем: себестоимость одной сосиски (специальной, для хот-догов) в булочке — 2 грн., а продают их по 5-7 грн. В успешный день можно продать до нескольких сотен “горячих собак”.

Таким удачным может быть любой и даже каждый день, и доходным может оказаться место просто на тротуаре. В будние дни полуголодный народ спешит на работу, мотается по городу и, естественно, перехватывает на бегу какую-нибудь еду. В выходной загулявшиеся горожане тоже жадно набрасываются на всякую дешевую еду быстрого приготовления. Правда, самыми фартовыми считаются выходы из метро, парки, рынки, пляжи.

Итак, 200-300 (не самые большие объемы) хот-догов в день, помноженные на 5-7 грн., позволяют выручить 1000-2100 грн. Все — затраты окупились, можно подумывать о расширении производства.

Но сосисочные доходы и рядом не стояли с прибылью от сахарной ваты. Здесь, вложив буквально несколько копеек, можно получить гривню прибыли. Опять-таки считаем: расход на одну порцию сахарной ваты — 10-15 г сахара, следовательно, себестоимость одной порции сахарной ваты даже с учетом платы за деревянную палочку, электроэнергию, аренду места не превышает 2 грн. А продается порция “сладкого шара” по 8 -10 грн.,( в “блатных” местах типа парка отдыха сахарная “паутина” стоит все 8 -15 грн.

Клондайки сахарной ваты. Летом на юге ватные аппараты окупают себя за 2-5 дней. Передвижное мини-кафе, торговый автоприцеп, снабженное целым арсеналом жарочных и варочных агрегатов общей стоимостью $3-5 тыс., по самым пессимистическим подсчетам, окупится за один год.

Самые главные “разрешители (они же запретители;) для фастфудмена- санитарные врачи. Прежде чем открыть точку быстрого питания, следует пойти в местную СЭС и разузнать, что необходимо сделать для открытия дела. В санэпидемстанции предпринимателю подскажут: и какие шаги предпринять, и какие документы оформить, и какие правила выучить назубок.

Почему сразу стоит наладить контакт с санитарами? Да потому, что именно с ними потом и придется в основном встречаться, они главным образом и будут проверять новообразованную ;перекусочную. Так что дружиться надо заранее.

А вообще, с оформлением всей документации нет ничего сложного. Надо зарегистрировать собственную фирму в местной администрации, стать на учет в налоговой инспекции, договориться с администрацией, соответственно, рынка, зоопарка или иного рыбного, на ваш взгляд, места. В Киеве непосредственно на улице официально торговать не разрешают (кто не видел, как гоняют бедных бабулек с их пирожками и беляшами?). В то же время питательных точек полным-полно на каждом углу. Как их владельцы договариваются с местными властями (главным образом — с ментами) — остается тайной за семью печатями.

Санитары требуют договор об аренде торговой точки на рынке или в парке, сертификаты соответствия оборудования, технологическую карту, куда включаются все этапы создания продукта — от закупки сырья (необходимо предоставить договор с продавцом сырья) до продажи готового “блюда”, сертификат ветеринарной службы на продукты.

Весь перечисленный пакет документов надо сопроводить заявлением на имя главного районного санитарного врача. Специалисты СЭС не ограничатся рассмотрением бумаг, а поедут сами осмотреть фастфудовскую установку: есть ли там рукомойники, холодильник для хранения сырья, как и куда удаляют отходы, какое стоит оборудование и т.п. После медосмотра санитары выдают ассортиментный перечень, т.е. что можно производить в данной конкретной точке мини-общепита.

Все услуги санитарно-эпидемиологической станции физическому лицу будут стоить до 400 грн.

Выдержка из “Санитарных правил для предприятий продовольственной торговли”

(СанПиН 5781-91)

Раздел IX. Санитарные требования к мелкорозничной сети

Пункт 155. Объекты мелкорозничной сети могут быть стационарными (палатки, киоски, автофургоны, павильоны) и передвижными (тележки, корзины, лотки, автолавки, автоприцепы, изотермические емкости и цистерны по продаже пива, кваса, молока, автоматы для реализации напитков).Выбор места для размещения объекта мелкорозничной сети должен согласовываться с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Пункт 157. Объектами мелкорозничной сети производится реализация пищевых продуктов в ограниченном ассортименте. Ассортимент продуктов должен быть согласован с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы с учетом местных условий.Категорически запрещается реализация в мелкорозничной сети скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования для их хранения.

 Пункт 158. В стационарных объектах мелкорозничной сети должно быть подсобное помещение для хранения тары, складское помещение для дневного запаса продуктов. Не допускается хранение тары или затаренных продуктов около предприятия.

 Пункт 159. В каждом стационарном предприятии мелкорозничной сети должны быть умывальник, мыло, полотенце. Для сбора мусора и отходов должно быть педальное ведро с крышкой. Для хранения личных вещей продавца должен быть установлен шкаф или выделено место. В холодное время года температура на рабочем месте продавца должна быть не ниже 18о С.

 Пункт 160. Киоски по реализации пищевых продуктов должны быть специализированными, т.е. в них должны отпускать лишь какую-нибудь одну группу пищевых продуктов. В палатках допускается смешанная торговля продуктами при наличии соответствующих условий для их хранения и реализации.

 Пункт 161. Горячие готовые изделия (пирожки, беляши, чебуреки, котлеты и др.) должны отпускаться из изотермических или подогреваемых емкостей, тележек. Охлажденные продукты (мороженое, замороженные продукты, фрукты, ягоды и др.) отпускаются из изотермических или охлаждаемых тележек.

 Пункт 162. Нерасфасованные продукты должны отпускаться покупателям в бумажных салфетках или пакетах. По окончании рабочего дня перевозное и переносное оборудование должно быть возвращено на базовое предприятие и подвергнуто санитарной обработке, нереализованные продукты – сданы для хранения на предприятие.

 Пункт 163. При торговле из корзин, с лотков и др. ставить их на землю не разрешается, для этой цели должны быть складные подставки.

 Пункт 164. Продавец мелкорозничной сети обязан:а)содержать палатки, киоски, ларьки, автофургоны, контейнеры, тележки, лотки, а также окружающую территорию в чистоте; б)следить за качеством принимаемых и реализуемых пищевых продуктов; в случае сомнения в их доброкачественности, прекратить немедленно их реализацию и возвратить на базу, в магазин с составлением соответствующего акта; в) строго соблюдать сроки реализации и правила отпуска пищевых продуктов, при отпуске пользоваться щипцами, совками, лопатками и др.; г) предохранять продукты от загрязнения; д) быть опрятно одетым, причесанным, носить чистую санитарную одежду установленного образца, специальный головной убор, нагрудный фирменный знак; е) строго соблюдать правила личной гигиены, мыть руки после каждого перерыва в работе и по мере необходимости.

 Пункт 165. Продавец стационарной мелкорозничной сети должен иметь при себе и предъявлять представителям государственного надзора личную медицинскую книжку и санитарный журнал.

Оборудование

Уличная точка быстрого питания может быть оборудована, например, только лишь одной установкой для производства сахарной ваты, кур-гриль или подогрева хот-догов. Как указывалось выше, и этой техники достаточно для того, чтобы раскрутиться. Пять-шесть лет назад абсолютное большинство фастфудов размещалось прямо на открытом воздухе и было оснащено только каким-нибудь одним видом техники. Да и сегодня можно увидеть одиноких сосисочников сахарников или поп-корновцев . Нынче избалованные потребители предпочитают в одном месте и покушать и попить, поэтому все большую популярность приобретают передвижные ларечки (торговые автоприцепы), которые можно оборудовать по своему усмотрению. Туда можно поставить холодильник для напитков, плиту для шаурмы с газовым баллоном, разделочный стол для нарезки овощей и формирования порций, мини-печку для приготовления кур-гриль и т.п. Производят фастфудовское оборудование везде (ну разве что в Антарктиде его не выпускают), в том числе и в Украине. Больше всего предлагается, конечно, импортного оборудования - итальянского, американского, немецкого, турецкого, испанского, французского и т.д. Некоторые утверждают, что импортное “железо” лучше. Может быть, спорить не станем, но оно и дороже. А у начинающего “кормильщика” часто каждая копейка на счету. Вот когда он “раскрутится”, тогда можно подумать и о “крутой машине". При надлежащем уходе и зарубежное, и отечественное оборудование прослужит не менее трех-четырех лет.